Тренинг-Консалтинг. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ.
Не новичкам в бизнесе известно, что качественное обучение - явление крайне редкое. Часто после оплаченного тренинга под вывеской «Бизнес-Гуру» у участников остаются не знания, а лишь эмоции. Если называть вещи своими именами - такое обучение - обыкновенная халтура.
О качестве и тенденциях рынка тренинг-консалтинг мы поговорили с одним из топовых специалистов России, стран СНГ и Балтии – Игорем Леонардовичем Викентьевым, директором
консалтинговой компании «ТРИЗ-ШАНС», (г. Санкт-Петербург).
Интервью брал один из учеников Игоря Леонардовича.
- По своему опыту знаю, хоть слово «консалтинг» давно в обиходе, смысл в него вкладывается всегда разный. Какова Ваша экспертная оценка, что же это на самом деле, и в каких ситуациях это нужно бизнесу?
Термин «консалтинг» возник в XX-веке, хотя помощники, советники и советчики руководителей по отдельным вопросам были известны, как минимум, с античных времен. Сейчас, большинству людей, известен такой персонаж, как «свой компьютерщик» - он устанавливает новую программу, показывает, как пользоваться, а работает человек уже сам, до тех пор, пока не столкнется с очередной проблемой, выходящей за рамки его повседневной компетентности.
На сегодняшний день в России востребован с десяток направлений, в которых руководство компании позволяет признать себя малокомпетентными и привлечь профильного специалиста: выставочное дело, дистанционное обучение, командообразование, личностный рост, маркетинговые исследования, реклама и PR, продажи, публичные выступления, таймменеджмент, управление персоналом и т.п.
Европейский руководитель, видимо, намного ограниченней отечественного, судя по справочнику-указателю FEACO (ознакомьтесь в Интернете). На основании этого документа консалтитнг в ЕЭС ведется по 84 основным направлениям.
- И как на этом рынке с качеством услуг? Чем рискует потенциальный заказчик?
Как человек, который организовал и провёл более 30 очных конференций бизнес-тренеров и консультантов на русскоязычном пространстве от Владивостока до Москвы и Питера и лично отсмотрел более 3000 людей, пишущих о себе в рекламных проспектах «консультант/тренер/коуч», могу сказать, что профессионально работают не более 5-7%. Обращаю внимание читателей - я сказал не «уникально, блестяще работают», а просто за Ваши деньги «профессионально работают» не более 5-7%. Остальные, увы, некомпетентны, откровенно блефуют, пересказывают чужие материалы, модные книжки и т.п.
Очевидные риски - потеря времени и денег. Риски неочевидные - получение, как я называю «троечных знаний». Это когда у Клиента полная иллюзия, что он «в теме», но, либо знает мало – процентов 10 от того, что сейчас актуально, либо вообще находится под «обаянием» непроверенных умозрительных гипотез, расхваленных консультантом.
- Как в таком случае определять качество конкретного тренинга очередного «бизнес-гуру» и принимать решение о том, идти ли к нему учиться?
Чего в настоящее время нет у потребителя консалтинговых услуг, так это «чувства вкуса» к предлагаемым услугам и четких фильтров, через которые разумно просеивать рекламные сообщения.
Если Вы участвуете в тренинге впервые, то, с вероятностью примерно 90%, Вы попадётесь на ничем не обеспеченную сверхрекламу.
Если Вы уже «набили шишек», то , как взрослый человек, должны понимать, что в мире чего-то хорошего - очень мало, либо очень-очень мало. И поскольку оно существует в природе, нельзя клеймить всю область штампом «бесполезности», а необходимо быть готовым приложить усилия для «отбраковки».
А именно: изучите сайт Вашего деньговзятеля. В отзывы, перечень Клиентов, рекламные декларации и т.п. верить нельзя - Inеrnet набит историями, как и за сколько делаются тысячи положительных отзывов на Озоне, в соц. сетях и т.п.
Потратьте время и изучите публикации: там должны быть неочевидные для Вас идеи. Если своих публикаций у очередного «гуру» просто нет или для Вас всё очевидно – не надейтесь, что на тренинге что-то будет иначе, а ведущий ждет оплаты, чтобы поделиться с Вами сакральными знаниями.
Строго говоря, чтобы не попасться на очередного жулика, желательно ещё проверить материалы сайта на антиплагиат. Иногда (не всегда) работают и рекомендации нешуточных людей, которых Вы лично хорошо знаете по бизнесу. Но это не всегда, так как интеллектуальный уровень у партнёров может сильно отличаться.
- Тематика тренингов – весьма разнообразна, многие компании посещают тренинги продаж в регулярном формате. А что нового есть на рынке краткосрочного обучения? Куда этот рынок идет?
Представим ситуацию: опытный бизнесмен заболел и друг-медик по-свойски сообщает статистику выживания после этой операции в России и в Германии. Разница, скажем, 2%. Но бизнесмен, повторюсь, опытный, поэтому очень быстро начинает соображать…
На этих 2% – потенциальные рынки. Следующим этапом станет выяснение, в чем эти 2%? Недостающее оборудование, квалификация врачей и медсестёр, сервис и т.д. Монетизацию каждого из сценариев в масштабах страны можете додумать сами.
Сейчас рынок консалтинга, рынок краткосрочного обучения (тренинги, семинары) пока проходит стадию «хапка» - так работают таксисты в ночном аэропорту. А тренинги в регионах, часто, носят характера «гастрольного чёса» малопопулярных артистов.
Но здравый смысл и благоразумие потенциальных потребителей консалтинговых услуг постепенно делают свое дело. Компании, работающие только «за откат», известны. Консультанты, торгующие «воздухом», хоть и появляются с ежеквартальной регулярностью, столь же быстро исчезают… Иногда на одной странице поисковика можно увидеть и супер-мега-консультанта, обещающего успех и его же желание устроиться на работу.
Но нарождаются и личные бренды, достойные уважения. Такие специалисты никогда не обещают быстрого счастья. Их количество на отечественном рынке в диапазоне 1-2%.
В консалтинге не «на хапке» продаются качественные интеллектуальные продукты. Если таковые есть у тренера, то от Клиента, помимо 100% предоплаты, потребуют соблюдения технологической дисциплины применения полученного интеллектуального продукта. Другими словами «Для достижения результата Х, необходимо приложить усилия Y в размере Z». И никак по-другому!
Как-то в 90-е в Давосе некий российский банкир обратился к Генри Киссинджеру: «В России Вам надо работать только с нами – мы делаем 1000% годовых!». Киссинджер отшил банкира, пояснив, что подобный «хапок» – противоестественен для стабильной экономики. И «работать» с ним не получится, а желания «пограбить» Киссинджер не преследовал. Через несколько лет банкир провалил свой банк, не сумев воспользоваться даже сверхблагоприятной конъюнктурой. Был допущен ряд ошибок, о которых должен знать на зачёте студент кредитно-финансового техникума.
- На своем интернет портале Вы используете термин «Креативный консалтинг», в чем разница, отличия?
Несколько лет назад в Санкт-Петерубрге перестала работать в штатном режиме реклама в печатных изданиях для молодожёнов. Я предложил для Клиентов новое = скачок: периодическую выставку + скидки у всех Участников + ещё кое-что. Продажи пошли. Настолько удачно, что выставка только в Питере была скопирована 40 раз. Правда, не все элементы смогли скопировать - это к вопросу о квалификации. Иначе: есть новое - это скачки, есть штатное (нормальное) функционирование.
На консультациях встречается разное, но лично мне более интересно заниматься «качественными скачками». Но самый главный момент для читателей: на разных стадиях бизнеса работают разные модели. Желательно их не путать – это типовая бизнес-ошибка и опытных и начинающих...
Замечу, что чухонцы предупреждали Петра I, что Нева – спокойная река, но примерно один раз в пять лет разливается и затапливает всё. Более того, у чухонцев на Неве не было домов – только рыбачьи хижины, которые они привязывали к деревьям, а сами уходили на высоты... Царь не послушал. Решение задачи «затопления Санкт-Петербурга» заняло более 300 лет, пока не построили дамбу через весь Финский залив. Затраты на явно запоздавшее решение прикиньте сами…
- Если мы говорим о «качественных скачках» в бизнесе, речь, очевидно, идет о новых идеях, решениях и новых бизнесах. Вообще действительно новый бизнес – это выгодно? Какие тут риски? И вообще, где такие решения/идеи брать?
Здесь всё печальнее. Да, в любой стране есть несколько процентов предпринимателей, которым «по жизни» интересно стартовать новые проекты.
Для большинства – новые бизнес-идеи – это шанс в конкурентной борьбе. Пример, который можно проверить: на Невском проспекте два больших магазина: Гостиный двор и Перинные ряды. В Гостином дворе продажи идут, а в Перинных рядах – нет. Дистанция между ними - 20 метров! Далее: либо Перинные ряды вкладывают огромные деньги в рекламу, либо находят гамму небанальных идей. Или никак.
Риски разные, но скажу про основное направление: пытаются всё сделать «на хапке» - как в 90-е (скажем: повесим на фасаде 1 банер со скидками и будет счастье), а в 2015 году уже нужны системы (!) идей. Соответственно, на русскоязычном пространстве есть несколько человек, которые способны не только обещать, но и вытягивать подобные ситуации.
- А когда у людей периодически рождаются ИДЕИ (при том, непременно новые/уникальные), как оценить ее, рассчитать риски?
Я занимаюсь консультированием по «новым идеям» с 1979 года и здесь есть два подхода. Любительский: человек что-то придумал, рад этому и искренне считает, что он единственный на Земле, кого осенила подобная идея.
Есть профессиональный подход, о котором ещё советских патентоведов предупреждали на одном из первых занятий: аналоги решений есть всегда. Автор «уникальной идеи» может их не знать. Или, что хуже, скрывать.
Но, не взирая на «личное мнение об уникальности», аналоги разумно искать, изучать – чтобы снять хотя бы часть бизнес-рисков. Здесь ещё одна проблема, т.к. «дьявол прячется в деталях» - нужно изучать не по Internet – это только первая стадия, тем более что по-настоящему стоящую идею для заработка мало кто захочет выложить в сеть. Необходима личная исследовательская деятельность. И искомый аналог может быть в другом городе, в другой стране и т.д.
- Как мне известно, тренинги личностного роста в обеих столицах пошли на убыль. Но если подойти к вопросу серьезно, какие качества и навыки целесообразно развивать бизнесмену и как?
Для личностных тренингов есть свой, вполне оформившийся, сегмент. К примеру, если бизнесмен выступает регулярно с презентациями, скажем перед западными партнерами, здесь, действительно, может быть полезен личный тренинг. Потерпела неудачу именно попытка поставить это на поток. Тенденция более широкого охвата - это постановка бизнес-технологий. Когда в грамотную должностную инструкцию можно вставить очередных сотрудников-троечников (а других на рынке почти нет) и технология будет работать на 4, обеспечивая стабильное функционирование компании. На 5 баллов, это не нереально (или это Нобелевская премия-2015 по экономике), но в диапазоне на 4 и 4 с минусом - реально достижимый результат…
В Москве и Питере явно нарастает тренд: быстрое обучение сотрудников, которые – как говорит статистика – скоро уволятся. Но увольнение очередного сотрудника не должно сказаться на бизнесе.
- Тогда, актуальная задача для наших бизнесменов: как компании регионального уровня выйти на рынок страны? Какие риски, ошибки существуют, что стоит учесть?
Всего алгоритма – не зная бизнес-деталей проекта – сказать не могу. Но один из неизбежных шагов: личное знание руководством проектов-аналогов (обязательно – множественное число!) в Москве, Питере, Риге и т.д. Часто на старте – из самых лучших побуждений – придумывается Клиент, его даже начинают любить, а он реально не существует…
- И, напоследок, весьма злободневная задача: в ожидании очередного кризиса, как существовать на рынке со сниженной покупательской способностью?
Эффективные владельцы и руководители, не получившие, в силу известных причин, системного маркетингового или экономического образования вырабатывают интуитивное понимание того, как реально идут процессы компании: где центры затрат, где области рисков, как ведут себя свои и чужие Клиенты.
Речь идёт не о среднем чеке, «потенциальном покупателе» и т.п., а именно интуитивном и, главное слово – честном (!) понимании поведения РЕАЛЬНЫХ Клиентов. Увы, такого понимания обычно нет. Как правило, я это проверяю за первый час консультации.
Развивающийся кризис как раз высвечивает и усиливает имеющееся и ставшее привычным непонимание реальности.
Подробная программа Мастер-классов И.Л. Викентьева в Иванове в 2015 году::
28 февраля - «Продвижение услуг / идей как постановка и решение системы задач».
1 марта - «Создание собственных новых качественных интеллектуальных продуктов и услуг».
1 марта (вечер) - «Технологии креатива в бизнесе (на основе крупнейшей в Европе базы данных по изучению творчества VIKENT.RU)».
Дополнительные материалы по теме творческих личнотей И.Л. Викентьева:
Игорь Леонардович Викентьев: Творческая личность XXI века и её Цели
Игорь Леонардович Викентьев: Базы данных (базы знаний) творческих решений
Игорь Леонардович Викентьев: Как читать и прорабатывать 5-7 кг книг ежедневно?