Маркетинговое обслуживание предприятий
За годы консультирования, обучения и разработок в области маркетинга, рекламы и Public Relations (PR), у нас накопилась обширная картотека сложных задач и решений. Вот некоторые из самых, на наш взгляд, острых и распространенных проблем в организации маркетинга предприятия:
- Сложность подбора специалиста. Даже если на предприятии есть экспертная система подбора кадров (что на малых и средних предприятиях – редкость), маркетолога найти сложно, а опытного маркетолога – практически не реально. Опыт последних лет показал: подбор маркетолога наиболее затратен по времени, приходится оценивать десятки специалистов и, к сожалению, очень редко профессиональный уровень соискателей превышает троечный. Одна из причин – это либо полное отсутствие практики решения сложных задач, либо наличие узкого опыта.
- Сложности в нормировке творческих кадров. Факт – подавляющее большинство руководителей и собственников предприятий, в силу тех или иных причин, не в состоянии грамотно прописать задачи маркетолога (часто - не понимает в чем, собственно, эти задачи), руководителю важен результат, а не процесс. Отсюда миф: творческую работу пронормировать нельзя (или творческий процесс неуправляем). Сами специалисты этим мифом любят прикрывать некомпетентность.
- Производительность труда. Оценивая работу штатных маркетологов, экспериментально было выведено: средний специалист на выполнение профессиональных функций (в том числе творческая работа) тратит не более 2 часов в рабочую смену. Остальное время – это «секретарская работа» (выполнение мелких поручений, перекладывание бумажек с места на место) и действия не рабочего характера.
- Непрописанный функционал. Удивительно, но очень часто наблюдается картина: стратегией компании занимается руководство, рекламную политику определяет оно же, реализуют все это наемные рекламщики. Что же делает в этой системе маркетолог? Кто-то скажет – занимается анализом, на самом же деле он занимается переговорами с рекламными агентами (секретарской работой) не более 2 часов в день…
- Вложения в персонал. Некоторые компании пытаются «растить» маркетологов, вкладывая деньги (кстати, немалые) в их обучение. Пока специалист «растет», приходится мириться с многочисленными ошибками и недоработками. К сожалению, выращенные маркетологи, «почему-то», очень быстро увольняются…
- Отсутствие технологий. Ни ВУЗы, ни книги – не дают технологий творческой работы (эти технологии передаются лишь на не многочисленных дорогостоящих курсах), поэтому творческий процесс сводится к «ожиданию музы», что очень тормозит процесс, причем, чаще всего, муза так и не приходит и приходится ограничиваться типовыми решениями, пресловутым «Как у всех».
Решать эти проблемы можно по-разному: прописать систему стандартов, функционал и бизнес процессы; внедрить технологии и т.д. Единственный недостаток таких решений – это цена, постановка работы маркетинговой службы, что называется «под ключ» - это сотни тысяч. Есть решение более экономное, внешнее маркетинговое обслуживание (аутсорсирнг). Уже привычным стал бухгалтерский и юридический аутсорсинг.
Интересно, что на западе, в том числе и крупнейшие корпорации в первую очередь отдают на внешнее обслуживание именно функции продвижения (что, кстати, логично, ведь финансовая, бухгалтерская и юридическая информация – более закрытая) большинство крупнейших и известнейших рекламные компании были разработаны и проведены не самими корпорациями, а рекламными агентствами.
Вот некоторые преимущества внешнего маркетингового обслуживания:
- Вместо одного маркетолога компания получает целый маркетинговый отдел (причем по цене одного квалифицированного маркетолога).
- В компаниях, профессионально занимающихся маркетинговым и PR консалтингом, уже есть все необходимые методики и творческие технологии (в том числе, разработанные специалистами компании), за которые не приходится платить заказчику.
- Компетентность и профессионализм специалистов аутсорсеров на голову выше, чем у штатных маркетологов. Дело в том, что аутсорсеры одновременно работают с множеством разнотипных компаний, приходится решать множество разнотипных задач, поэтому объем и скорость получения опыта очень велика. Проверено, что за месяц аутсорсеру приходится решать небанальных задач больше, чем среднему штатному маркетологу за год.
- Штатный маркетолог практически не несет ответственности за свою работу (максимум, что ему грозит – увольнение), в то же время, компания аутсорсер несет перед вами ответственность, как перед клиентами.
- Компании аутсорсеру, в отличие от штатного специалиста, не надо платить за «время проведенное на рабочем месте», вы платите только за конкретную функцию, результативность которой весьма прозрачна.
- Компания аутсорсер имеет более выгодные взаимоотношения с рекламными площадками за счет объема заказов, что позволяет экономить на рекламном бюджете.